|
|
Концептуальные
основы работы кафедры развития личности
Теоретико-методологические основы
рассматриваемой проблемы мы нашли в трудах
философов серебряного века – М. М. Бахтина, Н. А.
Бердяева, Н. О. Лосского, В. В. Розанова, С. Л. Франка
и др.; а также современных философов – Г. С.
Батищева, В. С. Библера, М. К. Мамардашвили, А. Г.
Мысливченко, А. Л. Никифорова, К. А. Шварцман и др.
При всех разных подходах к изучению проблемы
личности их всех объединяет то, что они
подчёркивают уникальность, самобытность и
самоценность человека, что личность – это
устойчивая система социально-значимых качеств и
черт, определяющих человека как биосоциального
явления. Психологические труды, раскрывающие
проблемы личностного роста человека, определяют
личность человека как уникальную, целостную,
открытую и саморазвивающуюся систему (К. А.
Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И.
Анциферова, Л. И. Божович, Л. С. Выгодский, У.
Джеймс, М. С. Каган, М. В. Кларин, К. Коффка, А.
Маслоу, В. С. Мерлин, Ю. М. Орлов, С. Л. Рубинштейн, В.
Н. Теплов, В. Штерн и др.).
Изучение теоретико-методологических
основ повышения личностного потенциала
школьников в результате анализа
философско-психологической литературы показало,
что для исследуемой нами проблемы наиболее
важными являются положения о целостности
человека, сущности человека, личности, свободы
личности, свободы творчества, мотивов, мотивации,
интересов. Целостный человек глубже реализует
свою человеческую сущность, духовно богаче, не
допускает своими действиями отчуждения от себя и
других от собственности, продуктов труда, власти
и т. д. При этом самоактуализация представляется
органической тенденцией в раскрытии своих
возможностей, при их переходе из потенциального
в актуальное состояние.
В основу понимания развития личности
положено антропоцентристское представление о
человеке, как не только о высшей ценности и цели
социального бытия, но и субъекте всесторонней
ответственности за результаты своей
деятельности, своего бытия. Отсюда главная
функция образования – развернуть перед учеником
всевозможные богатства его индивидуальности,
его задатков и способностей, сориентировать
субъекта обучения на самореализацию, а в идеале и
обеспечить исчерпывающее осуществление
человека в человеке, т. е. помочь ученику в
раскрытии своего личностного потенциала.
Личностный рост понимается как
собственные усилия человека, направленные на
изменения в целостной системе личностных
качеств и свойств. Эти изменения проявляются в
знании дела, в творчестве, в развитой способности
прогнозировать деятельность, в проявлении
чувства гражданской, моральной ответственности
и т. п. Экзистенциальный подход к личностному
росту ставит своей целью научить человека
творить себя, найти уникальный смысл собственной
деятельности, помочь в раскрытии личностного
потенциала. Только активная личность обладает
умением сознательно выбирать линию своего
поведения, раскрывая все свои личностные
потенции.
Формируя личность школьника,
руководствовались положением о том, что
гуманистический идеал свободы человека может
реализоваться на практике в виде стратегии
ненасилия, которое исходит из самоценности
каждого человека как свободного существа. И наша
концепция основана на понимании человека как
носителя духовного начала, свободного в своих
выборах познания и деятельности, творца и
самосозидателя. В соответствии с этим мы
рассматриваем организацию жизнедеятельности
ученика как осуществление процесса,
направленного на саморазвитие, самодвижение
ученика с порой как на социально-педагогические
факторы, так и на внутренние побуждения.
Прежде всего
опытно-экспериментальная работа кафедры будет
направлена на совершенствование содержания
образования, чтобы привести его в соответствие
со стратегией современного образования. На
основе этого и в соответствии с новой парадигмой
и поставленной в работе целью содержание
образования в старших классах определяется:
-
рациональным соотношением
обществоведческих, гуманитарных и
естественно-математических дисциплин как основы
разностороннего развития учащихся;
-
углублением знаний, умений и навыков на
основе фундаментальных научных идей, понятий,
теорий с учётом интересов учащихся и их
индивидуальных возможностей и потребностей, с
ориентацией на развитие творческих способностей
школьников;
-
усилением политехнической направленности
образования, связью с жизнью, с трудом, бытом;
развивающим характером содержания, форм,
технологии педагогического процесса;
-
вариативностью учебных планов и программ,
обеспечивающей индивидуальные потребности и
интересы учеников, непрерывное образование,
позволяющей учитывать потребности региона в
кадрах тех или иных квалификаций и
специальностей.
В программе
опытно-экспериментальной работы кафедры мы
включаем систему нормативов, фиксирующих
основные параметры общекультурного ядра общего
образования и параметры дифференцированного
образования в зависимости от интересов,
склонности и способностей учащихся,
обеспечивающие их индивидуальное развитие и
повышающие их личностный потенциал.
Обеспечение разностороннего
развития учащихся достигается, когда все
учащиеся, независимо от выбранного профиля,
изучают общий для всех набор учебных предметов,
реально составляющих ядро общего образования.
Получение знаний по ним способствует
формированию духовного мира школьников, его
убеждений, нравственности, что имеет решающее
значение в оценке им явлений природы и жизни,
вырабатывает активную жизненную позицию.
К такому выводу мы пришли не сразу.
Вначале опытной работы больше обращали внимание
на развитие способностей учеников на основе их
интересов и способностей к конкретным
дисциплинам. Проводилась разносторонняя
индивидуальная работа с каждым учеником.
Результаты были неплохими: учащиеся становились
победителями предметных олимпиад, смотров
разного уровня; выпускники успешно выдерживали
конкурсные экзамены в ВУЗы и т. д. Однако,
наблюдалось и другое: проявив интерес,
наклонности, способности и призвание к
определённой области науки, особенно к
техническим, естественно-математическим
знаниям, ученик бывает развитым односторонне,
глухим к другим отраслям знания, жизни.
В этом смысле особо опасен
технократический подход к обучению учащихся,
которые проявили локализованный интерес к
определенной области науки, литературы, истории
и культуры. Не секрет, что особенно в первые годы
опытной работы в погоне за высокими показателями
учителя уделяли внимание подготовке учащихся к
олимпиадам, смотрам, по существу отвлекая их от
глубокого изучения других учебных предметов, от
участия в воспитательных, спортивных, трудовых,
оздоровительных, общественных делах. Этим
наносился колоссальный урон разностороннему
развитию и воспитанию учащихся.
В связи с этим в процессе работы
будет проводиться:
-
изучение всеми учащимися, независимо от
выбранного ими профиля, предусмотренных
стандартом дисциплин;
-
выбор учениками в профильных классах
разработанных на разных уровнях непрофилирующих
учебных предметов;
-
обеспечение разносторонних знаний учеников
на основе их способностей и творческих
возможностей путём создания классов с
углубленным изучением предметов и организации
спецкурсов;
-
создание сети
кружков, студий, секций в процессе внеурочной и
внеклассной деятельности в соответствии с
интересами и склонностями учеников для
обеспечения их разностороннего развития,
интеллектуального и личностного роста.
Формирование и развитие
личности, её потенциала невозможно без изменения
личностной и деятельностной позиции ученика.
Поэтому следует ставить ученика в ситуацию
выбора – предметов, профилей, форм
самостоятельной творческой деятельности,
отчётности и т. д. Создание ситуации выбора
порождает качественно иной вариант личностного
развития. Речь идёт о такой организации обучения,
которая нацелена на более глубокое развитие тех
способностей и задатков, которые заложены в
ученике самой природой. Всё это связано с
содержанием и технологией педагогического
процесса.
Совершенствование педагогического
процесса осуществляется на основе признания за
учеником права свободно творить себя, исходя из
собственных способностей и возможностей.
Практика подтверждает правильность мысли о том,
что потребность в свободе глубоко заложено в
человеке, она имманентна любому виду его
деятельности, связана с самой сутью человека как
существа, свободно выбирающего между различными
альтернативами. В действительности, если ученика
ставить в позицию лишь исполнителя воли
учителей, то очень скоро он теряет творческие,
самостоятельные жилки. А если он получает
свободу действий в познавательной деятельности,
то быстро и успешно развивается заложенная в нём
креативность.
Полученные результаты позволяют
заключить, что если ученик занят интересным
видом деятельности и для этого созданы
нормальные условия, то он развивает в себе
способность к творческому переосмыслению
происходящего, коммуникабельность и другие,
дремлющие в нём качества, реализует не только
свои физические, но также и эмоциональные,
психические, интеллектуальные силы, учится
добиваться своей цели, быть активным, способным
изменять вещи и события. Иначе, самостоятельная,
творческая, активная деятельность является
способом самоосуществления, реализации себя в
объективном мире. Такой подход, как видно из
нашего опыта, успешно реализуется при
личностно-ориентированном обучении и
воспитании, которое сегодня составляет новую
парадигмальную основу образовательной системы и
осуществления дифференциации.
Для полноценного решения рассматриваемой
проблемы рациональными представляются
организационные формы обучения и воспитания,
которые сочетают коллективные, групповые и
индивидуальные, традиционные и инновационные,
самостоятельные, творческие и поисковые занятия,
состоящие из урочных и внеурочных обязательных и
добровольных, которые составляют единое целое.
Повышение личностного потенциала
связано с воспитанием у школьников лучших
человеческих качеств, с созданием условий для их
разностороннего развития, для развития
нравственности, моральных качеств. Наш опыт
подтвердил, что мораль регулирует поведение и
сознание школьника во всех сферах общественной и
личной жизни. Также выяснено, что в нравственном
становлении особое место занимает формирование
способности ученика определить своё поведение,
свою позицию без постоянного внешнего контроля.
А это предполагает воспитание таких моральных
качеств, как совесть, чувство собственного
достоинства, благородство, честь и т. д. Всё это
обеспечивается гуманитаризацией образования и
гуманизацией педагогического процесса, имеющих
фундаментальное значение для повышения
личностного потенциала ученика.
Далее, развитие личностного потенциала
ученика требует индивидуализации в обучении и
определении форм и способов самоорганизации.
Организация педагогического процесса в этом
направлении опирается на следующую позицию: -
каждый ученик имеет право выбора своей личной
образовательной траектории, выбора в изучении
тех курсов и спецкурсов, которые он считает
необходимыми и соответствующими его интересам и
потребностям. Однако, усвоение всеми учениками
предметов базисного учебного плана в гимназии
обеспечено на основе разноуровневых программ
(например, по математике и физике для
гуманитарных и биолого-химических классов, по
литературе для физико-математических и
биолого-химических классов, по биологии и химии
для гуманитарных и физико-математических
классов и т. д.).
Если вкратце резюмировать изложенное,
кафедра будет придерживаться следующей
технологии обучения:
-
обеспечить усвоение учащимися методов
добывания знаний для самостоятельного изучения
новых аспектов изучаемого вопроса;
-
не стараться давать учащимся максимум
информации по изучаемому вопросу, оставить время
и место для самостоятельной поисковой работы;
-
после теоретических занятий дать время для
самостоятельного осмысления материала, чтобы
дала возможность осмысления и рационального
использования его на практических занятиях.
Мы далеки от
мысли, что психологами, дидактами, социологами,
философами разработаны все принципиальные
позиции, практические рекомендации,
направленные на развитие индивидуальности
каждого ученика. Исследователям предстоит много
сделать ещё в направлении определения
закономерностей развития личностного
потенциала учащихся разных возрастных групп,
выяснение ролей каждого отдельного учебного
предмета, системы внеклассной
социально-воспитательной работы, технологии
педагогического процесса, роли учителей,
социальных педагогов, родителей, представителей
общественности в повышении уровня личностного
потенциала учащихся.
Кафедра обучения и воспитания (зав.
кафедрой В. С. Долгунов, к. п. н.) совместно с
кафедрой культуры гимназии (зав. кафедрой Н. Д.
Архипов, д. и. н.) НМЦ (Васильев Н. И., к. п. н.) под
руководством МО РС(Я), ИПКРО и Педакадемии при
содействии научно-исследовательских кафедр ЯГУ
будет развёртывать работу по повышению
педагогической и методической квалификации
работников образования в Вилюйском регионе. В
этом назначение и смысл открытия кафедры в
опорной школе-гимназии МО РС(Я), являющейся
научно-методическим центром МО РС(Я). Содержание,
форм работы и направление научного исследования
кафедры будут по мере необходимости
корректироваться МО РС(Я).
Директор
Верхневилюйской республиканской гимназии
В. С. Долгунов, к.п.н. |