embl copy.jpg (116790 bytes)

 

 

Кафедра обучения и воспитания личности

на главную


BD15060_.GIF (120 bytes) Состав Кафедры
BD15060_.GIF (120 bytes) Концептуальные основы работы кафедры развития личности
BD15060_.GIF (120 bytes) Основное содержание работы кафедры

 


 
     

    

 

    

        

 

      Основное содержание работы кафедры

       Актуальность. Научно-технологическая революция, получившая свои обороты в XX веке, в новом веке будет развиваться невиданными темпами. В этих условиях, как никогда, возрастает роль интеллектуального труда, и в связи с этим повышаются требования к образовательному уровню человека, к развитию его творческих возможностей, способностей, профессиональных качеств, т. е. к интеллектуально-личностному потенциалу человека.
    Неуклонное развитие социально-экономической жизни страны в условиях рыночной экономики всецело зависит от повышения личностного потенциала подрастающего поколения. Современное развитие экономики, науки, культуры, социально-духовной сферы жизни, т. е. сама жизнь требует, чтобы люди были наделены качествами творчески одарённой личности. Такой личности характерно нестандартное мышление, умение генерировать оригинальные, необычные идеи. Он объясняет иначе, видит в нём то, чего не видят другие, что и определяет его творческие качества.
   В центре внимания гуманистической педагогики – целостная уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей. Такая личность открыта для восприятия нового опыта в жизни, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных условиях. Именно достижение личностью такого качества провозглашается гуманистической педагогикой главной целью обучения и воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и норм социальной жизни.
   Нет сомнения в том, что поступательное развитие страны будет во многом зависеть от личностного потенциала членов общества, от уровня их общей и духовной культуры. Проблема повышения личностного потенциала школьника на основе гуманизации образования в соответствии с новой образовательной парадигмой в настоящее время стоит перед мировой системой образования. В документе «Юнеско и воспитание в духе мире» подчёркнуто: «…доминирующей целью является развитие таланта ребёнка и формирование творческих способностей личности».
   К сожалению, сегодня наблюдаются дегуманизация отношений между людьми, социальная пассивность молодёжи, отсутствие духовности, агрессивный национализм, экстремизм и т. д. Анализируя всю эту ситуацию, мы убедились в том, что данное явление, касаясь его социально-педагогической стороны, было обусловлено двумя главными противоречиями. Первое из них возникло между возросшими требованиями современной жизни учащейся молодёжи и устаревшим подходом к определению содержания, форм и методов обучения и воспитания в школе. По нашим наблюдениям, современное состояние организации системы образования, осуществления педагогического процесса слабо способствует развитию у людей социальной зрелости, интеллектуальной развитости, духовности, глубоких знаний компьютерной грамотности, творческих способностей, т. е. готовности к овладению сложными наукоёмкими, экономически выгодными, экологически грамотными технологиями.
    Второе противоречие связано с тем, что учебные заведения прежде всего стремятся к тому, чтобы учащийся хорошо решал математические задачи, писал диктант или сочинение. Их мало интересует, каков культурный уровень, кругозор, личностные качества (уровень эмпатии, рефлексии и др.), творческий потенциал растущего человека. Они слабо заботятся о подготовке творчески одарённых людей.
    Мы убеждены в том, что разрешение этих противоречий возможно через повышение личностного потенциала, творческих способностей каждого, т. е. когда приоритет даётся воспитанию активной, творческой самоактуализирующейся и саморазвивающейся личности. Отсюда в образовательной сфере, по нашему убеждению, основное внимание должно быть обращено на стремление ученика к самосовершенствованию, т. е. к повышению своего потенциала, на создание педагогических условий, при которых наиболее успешно происходит его личностное саморазвитие и самостановление.
   Ценность человека как основа развития всего на земле всегда была главной проблемой философского осмысления. Как человек становится личностью, внутреннее духовное богатство человека раскрыто в трудах Г. С. Батищева, М. М. Бахтина, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, В. В. Зиньковского, В. П. Зинченко, В. В. Розанова, В. С. Соловьёва, С. Л. Франка и др. вопросы повышения потенциала человека с гуманистических позиций рассматривали многочисленные отечественные и зарубежные философы В. С. Библер, Д. Белл, В. Г. Дилигенский, С. Кьеркегор, М. К. Мардашвили, М. Мид, М. Хайдеггер, В. С. Шубинский и др. Они подчёркивали необходимость свободного развития и саморазвития человека. Вопросы личностного саморазвития изучались также многими специалистами, как К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анциферова, Л. С. Выгодский, М. С. Каган, М. В. Кларин, А. Маслоу, В. С. Мерлин, С. Л. Рубинштейн, Б. Н. Теплов и др.   
    Наша многолетняя практика убеждает в том, что основу развития личностного потенциала составляет идея саморазвития, самоактуализация личности, ставшая предметом исследования В. И. Андреева, Л. Н. Куликовой, Д. Б. Эльконина и др. Этого вопроса с разных позиций касались Л. С. Выгодский, У. Джеймс, К. Коффка, В. Штерн и др. (взаимосвязь обучения и развития), Л. И. Божович, А. А. Вербицкий, А. К. Марков, Ю. М. Орлов и др. (мотивация учебной деятельности) и т. д. Таким образом, в определённой мере отдельные аспекты проблемы повышения личностного потенциала ученика исследованы, хотя сама проблема ещё не стала предметом специального изучения.
   Итак, актуальность повышения интеллектуально-личностного потенциала ученика в современных условиях, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили открытие кафедры  развития личности в опорной школе (школа-центр научно-методической работы) Министерства образования Республики Саха (Якутия)
    Объект исследования – процесс формирования и развития интеллектуально-личностного потенциала школьника.
    Предмет исследования – организационно-педагогические основы повышения интеллектуально-личностного потенциала школьника.
    Цель исследования – разработать рациональные педагогические пути и условия, обеспечивающие развитие индивидуальности, интеллектуально-личностного потенциала школьника.
    В соответствии с объектом, предметом, целью исследования выдвигается следующая рабочая гипотеза: раскрытие индивидуальности, повышение интеллектуально-личностного потенциала школьника достигается:

-                       когда педагогический процесс осуществляется на основе дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания;

-                       когда образовательный процесс совершенствуется путём рационального сочетания традиционных и инновационных форм и способов обучения, направленных на реализацию технологии личностно ориентированного образования, воспитания активной, творческой, самостоятельной, саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности.

Для реализации основной цели и проверки выдвинутой гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

-                       раскрыть сущность, содержание и особенности дифференциации обучения как педагогической основы развития интеллектуально личностного потенциала школьника;

-                       опытно-экспериментальным путём проверить и выявить рациональные пути и способы повышения интеллектуально-личностного потенциала учащихся;

-                       определить концептуальные идеи и практические предложения по повышению интеллектуально-личностного потенциала школьника.

 Методологической основой исследования являются фундаментальные положения экзистенциальной философии, касающиеся проблем самореализации личности и человеческого бытия в целом; философско-психологические идеи о ценности, неповторимости человека, его индивидуальности, о подходе к нему как к саморазвивающейся, самореализующейся личности, о развитии личности в процессе общения и деятельности; а также ответственные и зарубежные психологические и педагогические теории личностного роста; современные отечественные концепции организации гуманистически ориентированного педагогического процесса саморазвития личности.

Для осуществления цели исследования, решения поставленных задач и проверки исходных предложений нами будет использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:

-             методы теоретико-методологического анализа философской, психологической, педагогической литературы, диссертационных исследований по изучаемой проблеме;

-                 методы практического исследования, включающие прямые и опосредованные наблюдения, анкетирование, интервьюирование, беседы, анализ продуктов деятельности и др.;

-                 опытно-экспериментальная работа;

-                 методы диагностического исследования, апробированные как в отечественной, так и в зарубежной психолого-педагогической практике.

     Базой будут школы Верхневилюйского улуса. Работа кафедры будет осуществляться на базе Верхневилюйской республиканской гимназии им. М. А. Алексеева. В работе кафедры примут участие учителя общеобразовательных школ, учителя, школьные практические психологи, работники администрации школ Верхневилюйского улуса.
    Членами кафедры с 01.09.2000 года работают: Долгунов В. С., к. п. н., зав. кафедрой, Васильев Н. И., к. п. н., начальник научно-методического Центра гимназии, Иванов И. Е. (Оросунский), профессор народной медицины, Антонов С. М., Попов Г. Г - соискатели, Семёнов А. А., Филиппов О. Е - аспиранты, Семенов А.И., преподаватель математики.
   Научная новизна и теоретическая значимость исследования кафедры заключаются в том, что определены теоретико-методологические основы гуманистической парадигмы повышения личностного потенциала школьника, обоснованы общепедагогические принципы, выявлены факторы, условия, закономерности, определяющие инновационные формы, способы, технологии педагогического процесса, которые оказывают непосредственное влияние на повышение личностного потенциала школьника; разработана целостная модель организационно-педагогического обеспечения развития и становления индивидуальности учащегося.
    Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций и предложений по совершенствованию педагогического процесса в общеобразовательной школе в соответствии с современной образовательной парадигмой, предусматривающей личностно-ориентированное обучение и воспитание, в котором раскрывается, формируется и развивается индивидуальность каждого ученика, повышается его личностный потенциал. Полученные результаты и выводы могут быть использованы в практической деятельности школ, в преподавании педагогики в педагогических учебных заведениях, в процессе переподготовки и повышения квалификации учителей.
    Апробация и внедрение результатов работы кафедры. Автор, необходимость создания кафедры обосновывает на основных результатах своего исследования, опубликованного в монографии, методических рекомендациях, статьях автора, в его концепции «Обновление и развитие работы общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия)», одобренной и утверждённой в 1991 г. Выводы и материалы его исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЯГУ, аппарата Министерства образования республики, Института повышения квалификации учителей, на улусных, региональных, республиканских семинарах, конференциях по распространению передового педагогического опыта и новых технологий, на 3-м Всесоюзном педчтении в Минске (1973 г.).
    Результаты его исследования внедрены в образовательный процесс Далырской, Верхневилюйской средних школ и Верхневилюйской республиканской гимназии, а также ряда физико-математических классов и школ Республики Саха (Якутия). Внедрение результатов его исследования позволило получить статус республиканской экспериментальной площадки Верхневилюйской гимназии, утвердить концепцию «Обновление и развитие работы общеобразовательной школы Республики Саха (Якутия)» в коллегии Министерства образования республики.

на главную

Hosted by uCoz